Несомненно, это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов, «главный герой» с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток. Список можно продолжать бесконечно. По большей части свою широкую известность Дворец в Кноссе получил благодаря частичной реконструкции Сэра Артура Джона Эванса. Реконструкция и по сей день вызывает массу споров, но, как бы то ни было, благодаря ей многие туристы могут с легкостью познакомиться с Минойской архитектурой, увидеть, как выглядели Минойские дворцы. Реконструкция Артура Эванса Но, не только реконструкция стала причиной популярности дворцового комплекса. Именно Кносский дворец чаще всего ассоциируют с Лабиринтом, в котором обитал Минотавр. Скорее всего, главным образом, из-за размеров строения и его сложности. Дворец состоял из множества помещений, связанных друг с другом сложными переходами, часто напоминающими лабиринт. Косвенно, на наличие лабиринта в самом большом Минойском дворце на Крите указывали монеты с изображением лабиринта, которые печатал древний город Кносс. А мифы всячески подогревали желание поскорей найти тот самый Лабиринт Минотавра. Но, это всего лишь наиболее популярная версия. Лабиринт Минотавра В наше время существует масса доводов, доказывающих и обратное. Так, во дворце часто встречается изображение двойной секиры «лабрис», которая являлась священным символом у Минойцев. И слово «Лабиринт», вероятно,произошло от лидийского термина «Лабрис». Существует также мнение, что вся запутанность и сложность здания — скорее следствие того, что Минойцы не всегда следовали законам симметрии, особенно, когда это касалось хозяйственных помещений, расположенных на нижнем этаже. Повторюсь, это всего лишь мнения и версии. Однако, в последние годы поиски мифического Лабиринта Минотавра все чаще смещаются в другие уголки острова Крит, но, сейчас разговор не об этом…

История Минойского Дворца в Кноссе

Впечатляющий и величественный Кносский дворец был построен в 5 км к югу от современного Ираклиона. Это был самый роскошный и самый большой на острове дворец размером примерно 180 х 130 м, вмещавший в себя более 1000 помещений, развитую систему канализации,склады, залы и дворы. Канализация в Кносском дворце Этот дворцовый комплекс был больше, чем просто жилище царя, жрецов и сановников. Он являлся экономическим и административным центром, вокруг которого простирался славный город Кносс с населением около 90000 человек. Развалины, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат уже второму дворцу. Ранее, на том же месте существовал первый дворец, который был построен предположительно в 1900 г. до н.э., но был разрушен около 1700 гг. дон.э. во время мощного землетрясения на Крите. Возведение второго дворца на том же месте ознаменовало начало «Новодворцового периода». Дворец просуществовал примерно до 1450 г. до н.э., на долгое время оставив после себя одни только легенды, предания и немногочисленные остатки былой славы… Развалины Кносского дворца И лишь, спустя более 3 тысячелетий, в 1878 году Минос Калокеринос обращает внимание на холм, где в то время находились всего лишь сельскохозяйственные угодья. Тогда Минос Калокеринос обнаруживает западные складские помещения, некогда входившие в состав дворцового комплекса. Но, к сожалению, в годы турецкой оккупации на Крите, серьезным раскопкам и изучению местности не было суждено состояться. Шли годы, а находкам Миноса Калокериноса не придавали должного значения. Но, в концеIXX века некоторые находки с Крита попадают в руки Артура Эванса, вызвав неподдельный интерес к тогда еще неизвестной культуре. В 1894 году Артур Джон Эванс пребывает на Крит и выкупает земли в районе Кносса, а в 1900 году начинает масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Именно тогда начинается великое время сенсационных открытий, закладывается фундамент огромной главы в истории великой и высокоразвитой цивилизации, существовавшей на Крите несколько тысячелетий назад. Интерес к исследованиям был настолько велик, что раскопки Кносса велись с фантастической,даже по нынешним меркам, скоростью. Каждый новый день дарил новые открытия. Здесь были найдены бронзовые сосуды, каменные вазы, знаменитая статуя Богини плодородия, игральная доска, фреска «Принц с лилиями» и многие другие находки, большинство изкоторых были перемещены в Археологический музей Ираклиона. Минойская — такое имя дает Артур Джон Эванс обнаруженной цивилизации и ее культуре. Раскопки позволили получить ответы на многие вопросы, оставив при этом и много неразгаданного. В частности, обнаруженное Эвансом «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б», которое до сих пор не поддается расшифровке. Помимо раскопок, Артур Джон Эванс принимает решение о частичном восстановлении дворца, что является поводом для, порой, очень резкой критики. Мы же, благодаря проделанной работе Эванса, имеем прекрасную возможность прикоснуться к истории великой Минойской цивилизации, перенестись в прошлое и хоть немного представить себе, как жили люди несколько тысячелетий назад. Кносский дворец

Путешествие по Кносскому Дворцу

Сразу хочется отметить, что, приехав по указателю и оставив автомобиль на одной из нескольких достаточно просторных стоянок в районе Кноссоса, сложно найти сам дворец. Но разыскав достаточно скромный указатель с надписью: «KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PALAIS. вы без труда попадете в сам дворец. Кстати, машину здесь можно оставить как на платной, так и на бесплатной стоянке. Как попасть в Кносский дворец Входные билеты стоят 6 евро с человека (сентябрь 2011). Для наглядности вот План Кносского Дворца: Схема Кносского Дворца Первое, что предстает пред глазами: 1. Западный двор Кносского дворца. Это не только главный вход для посетителей археологической территории в наши дни. Здесь же, согласно одно из версий, находился главный вход в Кносский дворец. Первое, на что обращаешь внимание — три большие ямы, выложенные изнутри камнями, так называемые «бублики». Одни источники говорят, что емкости использовались для хранения зерна, другие утверждают, что для сбора остатков жертвоприношений. Недалеко были обнаружены части жертвенника. Интересно, что западный двор датирован Старо-дворцовым периодом. Западный двор Кносского дворца "Бублики" на западном дворе Помимо основной функции, западный двор играл роль церемониального места. В юго-восточной части западного двора находится западное преддверие 1А, восточная сторона которого была украшена фреской с изображением игры с быком. 2. Коридор с фреской «Процессия» Коридор, еще называемый «Дорогой Процессий», был украшен фреской с изображением юношей и девушек, несущих подношения Божеству или жрице женского пола. Часть коридора была разрушена,а информация о коридоре в различных источниках несколько противоречивая. По одной из версий, опираясь на выводы о схожести структуры пола вначале коридора и пола у входа на центральный двор с южной стороны, предполагается, что «Дорога Процессий» соединяла западный вход дворца с центральным двором. 3. Южный дом. Трехэтажный дом, датируемый Артуром Эвансом примерно 1600 до н.э., расположен у юго-западных границ дворца. Скорее всего, Южный дом принадлежал верховному жрецу. Южный дом 4. Южные границы дворца, «Рога посвящения». Дальше мы немного отклонились от «стандартного» маршрута, по которым водят экскурсии и, про который рассказывают путеводители. От южного дома мы взяли курс чуть восточнее, любуясь некогда величественной панорамой южного фасада дворца, который венчают священные рога из паролита, также вызывающие немало вопросов и споров… Южный фасад Кносского дворца 5. Центральный двор Пройдя параллельно южному входу, мы попадаем в самый центр Кносского дворца — центральный двор с полом,вымощенный плитами. Размеры двора весьма внушительны и составляют 50х25 м, благодаря чему на этом пространстве происходили все центральные и масштабные события дворца. А большое открытое пространство создавало дополнительную вентиляцию и освещение внутренним помещениям дворца. Кроме того, по одной из версий, на центральном дворе происходили различные ритуалы. Минойский дворец в Кноссе. Центральный двор 6. Принц с лилиями. Посетители дворца попадали на центральный двор через южный вход, являющийся частью «Дороги процессий», о чем свидетельствует схожая с началом коридора структура пола и знаменитая фреска «Принц с лилиями». Оригинал фрески был найден в весьма плачевном состоянии. Но реставрационные работы возродили фреску, и сейчас ее оригинал хранится в Археологическом музее Ираклиона. Для наглядности была восстановлена часть «Дороги процессий», ведущая на центральный двор. Принц с лилиями Дорога Процессий 7. Южные Пропилеи. К западу от южного входа на центральный двор находятся величественные Южные Пропилеи с большой лестницей, ведущей на верхний (главный) этаж дворца (Piano Nobile),где находились культовые помещения Кносского дворца. О важности тех помещений говорит тот факт, что с южной стороны Пропилеи закрывались дверями. Декор этой части дворца (та же структура пола, фрески), согласно Эвансу, указывал на то, что Южные Пропилеи также являлись продолжением Дороги Процессий. Здесь находится знаменитый «Носитель ритона» — юноша, держащий сосуд конической формы для возлияний. Южные Пропилеи Минойского Дворца в Кноссе Носитель "Ритона" В северной части Пропилей были найдены пифосы, датируемые Последворцовым периодом, и указывающие на то, что, скорее всего, Южные Пропилеи вто время использовались в качестве кладовых. 8. Лестница на Piano Nobile В северной части Пропилей наверх устремляется большая лестница, некогда располагавшая колоннами по обеим сторонам и, ведущая на главный этаж Кносского дворца (Piano Nobile). Артур Эванс считал, что именно на верхнем этаже находились парадные залы и приемные помещения, так как именно здесь пространство лучше всего освещалось и проветривалось. Лестница на Piano Nobile Поднимаясь по лестнице, справа можно увидеть помещение прямоугольной формы (8А). «Греческий Храм» — так интерпретировал эту постройку Артур Эванс, опираясь на находки, сделанные здесь. Также, Эванс делает вывод, что это помещение было возведено спустя много времени после разрушения дворца. 9. Piano Nobile Наконец, поднявшись по лестнице на верхний этаж, мы попадаем в прихожую. Из прихожей, пройдя на север, оказываемся в Трехколонное святилище,как назвал его Артур Эванс, сравнивая с аналогичным святилищем, изображенным на фресках, а также в результате находки трех колонн, пилястров и камня в форме головы львицы, рухнувших на первый этаж. Южнее в небольшом помещении располагалась сокровищница Святилища, в которой были найдены драгоценности, различные дары и большое количество культовой утвари. Трехколонное Святилище Пройдя севернее Трехколонного Святилища и повернув налево, мы попадаем в Большой Зал с двумя колоннами. А севернее Большого Зала расположилось помещение Святилища с шестью колоннами. О том, что помещение носило сакральный характер, Артур Эванс предположил, опираясь на обнаруженные на нижнем этаже настенные росписи, фрагменты пифоса и амфор, упавших на этаж, где находятся кладовые. Здесь же была обнаружена знаменитая фреска «Парижанка». 10. Западные кладовые. С главного этажа (Piano Nobile) открывается вид на целый комплекс продолговатых помещений. Это Западные Кладовые дворца. Пифосы, уставленные вдоль стен, датируются различными временными периодами. Здесьже находятся подземные объемы, предположительно, служившие для хранения драгоценных предметов. Впрочем, иные источники утверждают, что здесь же хранилось зерно, шерсть, ткани и прочие вещи, ценившиеся в те времена. Западные кладовые. Кносский дворец Западные кладовые. Кносский дворец Но, безусловно, основным продуктом, хранившимся в западных кладовых, было оливковое масло. На что косвенно указывают стены кладовых, почерневшие от пожара, который здесь бушевал гораздо сильнее, чем в остальных помещениях дворца. На стенах западных кладовых были обнаружены начертанные священные символы в виде креста, звезды, ветви и двойной секиры (лабрис). Сами же кладовые сообщались с криптами Кносского дворца. Все это в явной форме указывало на сакральный характер и этих помещений. 11. Тронный зал. С восточной стороны Piano Nobile лестницей сообщается с Центральным двором, куда мы и вернулись для того, чтобы посетить Тронный зал — помещение, пользующееся, пожалуй, самой большой популярностью среди туристов. Над Тронным залом находится Зал Фресок, где собраны копии таких фресок,как: «Игры с Быками», «Дамы в голубом», «Собиратель шафрана», «Голубая птица», «Голубая обезьяна» и копии других, не менее известных находок. К сожалению, пройти в Зал Фресок нам не удалось по причине повышенного ажиотажа со стороны туристов. Но посетить Тронный зал мы решили во что бы то ни стало. Очередь в Тронный зал. Кносский Дворец Первое помещение — это прихожая с четырьмя проходами, за которой расположен сам Тронный зал. Здесь, на том же месте, что и тысячи лет назад, стоит каменный трон,обнаруженный Эвансом при раскопках.  Напротив трона находится небольшой бассейн омовений, еще дальше, немного спрятанным от взгляда нынешнего посетителя, по всей видимости, Святилище с каменным постаментом. Святилище в Тронном Зале Восстановленные Эвансом стены украшены фресками с изображениями грифонов — священным символом в Минойской религии. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых, как предположение, возможно сидели жрецы. Здесь все говорит о том, что Тронный зал обладал культовым характером, здесь явно проходили важные обряды… Трон в Тронном зале Но, что случилось с залом впоследствии, остается только предполагать. Говорят, что во время раскопок, Артур Эванс здесь обнаружил беспорядочно разбросанные сосуды,что дало основание думать о том, что в свое время в Тронном зале произошло нечто неординарное и трагическое… Впрочем, Кносский Дворец до сих пор полон загадок, подобных этой… 12. Трехчастное Святилище. Южнее Тронного зала и лестницы находилось помещение, состоявшее из трех частей, отчего и произошло название «Трехчастное Святилище». Предполагается, что фасад помещения был украшен колоннами, поддерживающими карниз, увенчанный целым рядом двойных рогов. Центральный элемент Трехчастного святилища был самым высоким. Вывод о том, что же здесь все-таки находилось, Артур Эванс сделал, сопоставив найденное помещение с аналогичным помещением, изображенным на элементе настенной живописи, который в настоящее время хранится в музее Ираклиона. Внутри святилища были найдены глиняные таблички с Линейным письмом Б и глиняные оттиски печатей. Трехчастное Святилище. Минойский дворец в Кноссе Позади Святилища находятся два темных помещения с колоннами, известные как «Крипты с колоннами». В полу этих помещений сделаны углубления в виде ванн, по всей видимости, используемые для возлияний. В другой комнате были найдены два больших прямоугольных хранилища, встроенных в пол. Емкости были полны глиняных ваз и ценных предметов, среди которых были знаменитые статуэтки Богинь со змеями. Восточное крыло. Руководствуясь предположением, что Кносский дворец был резиденцией царя Кносса, Артур Эванс считал, что жилые помещения царской семьи находились именно в восточном крыле дворца. Тут были и просторные залы, и маленькие комнаты,соединенные комплексом коридоров. Хотя, стоит отметить, что со временем мнение археологов разделились, родив новые предположения о том, что в восточной части дворца в Кноссе находились вовсе не жилые помещения, а, возможно, святилища. Пока точно не определено, что же все-таки здесь находилось, лично нам более симпатична версия Эванса о царских покоях. 13. Большая лестница (Парадная лестница) Соединяла же эти помещения впечатляющая Большая лестница, раскинувшаяся на четыре этажа, два из которых были ниже уровня центрального двора. Имея по два пролета на каждом этаже, лестница была достаточно плавной, что делало подъем поней достаточно необременительным. Большая лестница. Кносский дворец Большая лестница хорошо освещалась благодаря световому колодцу с деревянными колонами, украшенному красочными фресками. Большая лестница. Кносский дворец 14. Зал Двойных Секир или Мегарон царя. Нижний уровень лестницы коридором соединен с Залом Двойных Секир, где, как предполагалось, находился Мегарон царя с красивым угловым портиком из колонн. Мегарон царя Выйдя из Зала Двойных Секир и пройдя немного юго-западнее, мы попадаем в… 15. Мегарон царицы со знаменитой фреской «Дельфины». А чуть западнее находится Ванная комната Царицы, отделенной от основного помещения стеной с окном. Мегарон Царицы с фреской "Дельфины" Далее находилась Косметическая комната,граничащая со световым колодцем, носящим название «Двор прялки». Косметическая комната сообщалась с помещением, в полу которого было найдено канализационное отверстие. Скорее всего, здесь находился туалет. Но, главное, что скрывал в этой своей части Кносский дворец — очередная сокровищница, где были найдены драгоценные предметы из золота, слоновой кости. Здесь же была найдена знаменитая статуэтка «Игрок с быками». 16. Мастерская Ремесленника и Школа. От северной части Большой лестницы на восток устремляется коридор, заканчивающийся дверью в Прихожую Деревянных Балок. Севернее Прихожей находилась Мастерская Ремесленника. Во время раскопок здесь был найден инструмент для обработки камня, а также незаконченные изделия. Севернее находилась так называемая Школа, где, как полагал Эванс, учились писать на глиняных табличках,а глину замешивали в ступке, стоящей рядом со скамьей. Вполне вероятно, что здесь находилась не Школа, а гончарная мастерская. Кносский дворец. Школа Среди прочих предположений имеет право на существование теория о том, что главная (основная) мастерская находилась на верхнем этаже, откуда на первый этаж упали вазы и амфоры. Но, тогда остается гадать, что же находилось в нижних помещениях. Пройдя еще дальше на север от мастерских, мы наткнулись на нечто поразившее нас своими размерами. Это были огромные сосуды, складированные в отдельных помещениях. 17. Склад Гигантских Пифосов. Здесь хранятся огромные пифосы, удивляющие своими размерами и богатством рельефов. Интересно также то,что Склад Гигантских Пифосов датирован Стародворцовым периодом. Таким образом, ему более 4000 лет, что уже само по себе уникально… На фотографии очень трудно ценить размер сосудов. Но данные пифосы действительно гигантские, высотой с человеческий рост. Склад Гигантских Пифосов. Кносский Дворец Перед Кладовыми Гигантских Пифосов находится лестница, начинающаяся от Восточного Входа в Кносский дворец, которую реконструировал Артур Эванс. Башнеобразная конструкция входа напоминает бастион, отчего восточному входу было дано название «Восточный Бастион». Хотя, совершенно очевидно, что данная башня явно не была фортификационного характера, соответственно, вряд ли была бастионом. 18. Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия). Коридор, находящийся северо-западнее Кладовой Гигантских Пифосов, носит несколько названий, которые произошли благодаря найденной здесь игре, похожей на нарды или шашки, выполненной из слоновой кости, горного хрусталя, золота и серебра. Шахматный коридор. Коридор Затрикия Вначале мы уже говорили о том, что Кносский дворец имел канализацию. В этой части дворца можно убедиться в том, что Минойский дворец действительно располагал довольно совершенной системой канализации. В частности, в южной части Шахматного коридора мы наткнулись на сохранившуюся часть канализационной сети. Но, как это часто с нами бывает, удивляясь и восхищаясь, забыли сфотографировать сие чудо :) Да и тянуло нас уже, к «оставленному на сладкое», в какой-то степени «символу» острова Крит — Западному Бастиону с копией фрески «Бык», расположенному в Коридоре Северного Входа. Фреска "Бык" 19. Коридор Северного Входа. Как понятно из названия, коридор соединял Северный вход в Кносский дворец с Центральным Двором. Напротив Западного Бастиона располагался Восточный Бастион, также располагавший колоннадой и,по всей вероятности, тоже был украшен фресками. Коридор Северного Входа в Кносский Дворец К западу от Коридора были найдены помещения, окруженные стеной, уходящей намного глубже уровня Центрального Двора. По версии Артура Эванса, стены являются элементами постройки, принадлежавшей первоначальному дворцу. Здесь были найдены каменный светильник, ведро, фрагменты фресок, среди которых была фреска «Трехчастное Святилище». Минойский Дворец в Кноссе Покидая Кносский Дворец через Коридор Северного Входа, мы попадаем в… 20. Гипостильный Зал Артур Эванс назвал этот зал «Таможней», предполагая, что здесь проводился досмотр товаров и вещей, попадавших во дворец. Вполне возможно, что здесь мог быть зал для проведения пиров. Как обычно, все, что касается Минойского Дворца в Кноссе,окутано множеством предположений и загадками… Гипостильный Зал Покидая дворец через Северный Вход, слева нашему взору предстал… 21. Северный Бассейн Омовений. Бассейн Омовений с двух сторон окружен колоннами и был облицован плитами. Здание Северного Бассейна Омовений было реконструировано Эвансом. Он считал, что данный бассейн предназначался для «омовений» посетителей, которые посещали Кносский Дворец через Северный Вход. Северный Бассейн Омовений Интересно, что подобные «бассейны» встречаются в нескольких местах этого дворца, да и вообще, были типичны для других построек Минойского периода. И до сих пор эти помещения вызывают массу споров о своем предназначении, так как нет уверенности в том,что емкости в так называемых бассейнах вообще были заполнены водой. Да и системы дренажа в этих «бассейнах» не было… К северо-западу от Северного Бассейна Омовений находится, на наш взгляд, еще одна загадка Кносского Дворца… Последняя для нас (в этот день:) …  Эванс назвал эту территорию «Театром». 22. Театр. Площадь, мощенная плитами и ограниченная лестницей в восточной и южной своей части, действительно, по форме напоминала театр. В юго-восточной части площади, словно врезанное в лестницу, находится возвышение, которое,согласно Эвансу, служило ложей, откуда царская семья наблюдала за действами, которые здесь происходили. "Театр". Кносский Дворец Через эту площадь проходила так называемая «Царская дорога» («Королевская дорога»), устремляющаяся на запад к Малому Дворцу. Вдоль дороги находились различные здания Кносса. В основном, это были дома с мастерскими на первом этаже и жилыми помещениями на верхних этажах. Существует предположение, что через «Театр» еще проходила дорога Процессий, ведущая к северо-западной части дворца,а затем уходящая на юг вдоль западного фасада в сторону Западного Преддверия. Послесловие… Безусловно, Кносский Дворец произвел на нас сильнейшее впечатление. Но, к сожалению, а может и к счастью, не можем сказать, что «все понятно…» Слишком много загадок таит в себе Кносский Дворец и вся Минойская цивилизация… Ну, а утверждение, что Кносский Дворец — это и есть Лабиринт Минотавра. Действительно, сложная система коридоров, связывающих множество помещений, в какой-то степени напоминает лабиринт. Пожалуй, это еще одна грандиозная загадка острова Крит, и по сей день остающаяся без ответа… Источник и фотографии: www.tocrete.com
Тропа Короля (Испания)
Тропа Короля (Испания)

В 1905 году в Андалузии (Испания), была построена и введена в эксплуатацию весьма интересная конструкция, на создание которой ушло 4 Read more

Усадьба Беллависта (Коста-Рика)
Усадьба Беллависта (Коста-Рика)

Усадьба Беллависта в Коста-Рике – место, не похожее ни на одно другое на земле. За последние 7 лет в джунглях Read more

Tokio Sky Tree или Небесное дерево Токио (Япония)
Tokio Sky Tree или Небесное дерево Токио (Япония)

Все, конечно, знают, что Япония является одной из самых продвинутых стран мира в области различных передовых технологий. Телевидение не стало Read more

Пирамиды майя (Мексика)
Пирамиды майя (Мексика)

Величественные храмы-пирамиды майа, многие из которых сохранились по сей день, поражают своими архитектурными особенностями и красотой. Read more